понедельник, 5 марта 2018 г.

Семейство информационных сообществ развития

   Информационные сообщества развития – это открытые сети развития, состоящие из отдельных ячеек, стартером самоорганизации которых являются определённые проблемы. Можно составить целый список таких проблем в разных сферах жизнедеятельности: ЖКХ, образование, медицина, социальная защита, местное самоуправление, малый бизнес и т.п.
   Но нам нужен не список, а решение проблем. Общество неоднородно и в нём идёт борьба мнений о том, кто и как должен решать наши проблемы. Одни считают, что это задача власти, другие, что «заграница нам поможет», третьи, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Борясь друг с другом, до хрипоты доказывая свою правоту, мы как лебедь, щука и рак в известной басне, никак не можем сдвинуть с места «воз проблем». Может быть, мы что-то делаем не так?
   Может быть, не стоит никому ничего доказывать. В лучшее будущее нельзя зайти строем. Исследования показывают, что модернизация неоднородного общества по единому рецепту невозможна. Надо действовать по принципу «пусть расцветает каждый цветок». То есть, пусть развивается любая инициатива, любая идея, любая идеология, которая находится в рамках законности, привлекает людей, заставляет их честно трудиться на благо общества и в личных интересах. Со временем, все эти ручейки мелких движений сольются в один поток развития «снизу», а мы увидим желаемые результаты.
   Стратегия развития общества «снизу» опирается на инициативу граждан. Любая инициатива превращается в реальные дела при наличии критической массы единомышленников, которые готовы действовать по формуле: «не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь – делай». Для тех, кто не знает, что делать в конкретной ситуации, формулу можно дополнить: « не умеешь - учись, научившись - учи других». Критическая масса единомышленников возникает не сама по себе, а в процессе совместной деятельности. Такой деятельностью может стать создание персональных ячеек семейства информационных сообществ и их объединение в единую сеть развития. Для начала, надо сформулировать для себя несколько проблем, которые мешают целевой аудитории, привязанной к определённой территориальной единице или социальной группе, нормально жить. В информационном сообществе процесс решения проблем мы трактуем как развитие, объектом которого является ячейка информационного сообщества, территориальное или социальное сообщество. Наименьшим объектом развития является инициативная группа (тройка или пятёрка), нацеленная на решение одной или нескольких актуальных для этой группы проблем. Например, в сфере ЖКХ.
   Даже на уровне одного подъезда многоквартирного дома, для решения проблем ЖКХ необходимо иметь определённые полномочия, которые могут быть делегированы инициативной группе на общем собрании жильцов подъезда. При этом инициативная группа выступает в роли проектной группы, а подъезд в целом в качестве коллективного заказчика.
   Ранее уже отмечалось, что общество неоднородно. Неоднородны и его составляющие – территориальные или социальные сообщества. Поэтому, сценарий развития каждого сообщества должен учитывать это. Если мы говорим о территориальном сообществе на уровне подъезда многоквартирного дома, то для разработки возможных сценариев развития этого сообщества надо знать характеристики подъезда: количество квартир, число избирателей проживающих в подъезде, техническое характеристики, текущее состояние дома и подъезда, социальный состав и т.п. Для изложения, типовых сценариев развития подъезда, воспользуемся моделью информационного сообщества подъезда, которая представлена на рисунке. Самоорганизация информационного сообщества подъезда начинается с его ядра – одной или нескольких инициативных троек. Рассмотрим подробнее этот процесс на примере подъезда, имеющего 36 квартир, в котором проживают 100 избирателей. Нам важно знать эти цифры для того, чтобы обеспечить принятие правомочных решений на уровне подъезда, в двух организационных оболочках информационного сообщества подъезда, связанных с управлением домом и местным самоуправлением Управление домом может осуществляться объединением совладельцев, жилищно-строительным кооперативом, комитетом самоуправления или управляющей компанией. Полномочия по управлению домом определены действующим законодательством и Уставами, перечисленных организаций. Некоторые специалисты считают, что комитет самоуправления не имеет полномочий по управлению домом. Но это не так. Комитет самоуправления имеет функции контроля, а также может выступать в роли коллективного заказчика на жилищно-коммунальные услуги, что является достаточным рычагом влияния на поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
   Как уже отмечалось, инициативная группа должна иметь полномочия, которые можно получить от органа местного самоуправления, общего собрания совладельцев или собрания избирателей, проживающих в подъезде. Правомочность собраний жильцов (избирателей или совладельцев) обеспечивается кворумом этих собраний и числом голосов, которые необходимы для принятия правомочных решений. В большинстве случаев, для этого достаточно иметь поддержку более половины избирателей или совладельцев. В нашем случае, надо иметь поддержку совладельцев 19 квартир или 51 избирателя.
   Инициатор создания информационного сообщества подъезда должен сформулировать общую проблему и найти в подъезде единомышленников. Для этого нужна информационная площадка, которую можно использовать для обсуждения актуальности общей проблемы и возможных вариантов её решения. В семействе информационных сообществ есть несколько таких площадок.
   Возвратимся к началу процесса самоорганизации информационного сообщества подъезда, вызванного проблемами в сфере ЖКХ. Инициатор этой самоорганизации, на одной или нескольких информационных площадках, доступных соседям по подъезду, формулирует общую проблему подъезда и предлагает обсудить её актуальность и варианты решения. Для решения любой проблемы нужны ресурсы, которых у подъезда нет. Если бы эти ресурсы были, то проблема давно была бы решена. Напомним, ресурсы – это деньги, команда единомышленников, организационные ресурсы и т.п. Доступ к ресурсам, необходимым для решения любых проблем подъезда, может обеспечить семейство информационных сообществ развития, частью которых может стать подъезд, поддержав стратегию развития общества «снизу», осуществляемую в процессе строительства своего информационного сообщества – открытой сети развития подъезда.
   Для начала, инициатору создания информационного сообщества подъезда (на рисунке точка 1), достаточно найти двух партнёров, поддерживающих эту идею (на рисунке точки 2 и 3). Точки 1, 2, 3 являются узлами первой ячейки информационного сообщества подъезда, а стороны треугольника, соединяющие эти точки – это коммуникативные мосты, по которым циркулирует информация, необходимая для создания команды единомышленников. Коммуникации сами по себе не видны, они проявляются как совместная деятельность. Первая задача совместной деятельности – это формулировка целей совместной деятельности (целеполагание). При этом, стратегические цели, связаны с обеспечением доступа к ресурсам, необходимым для развития (преодоления проблем) подъезда, а текущие цели, связаны с решением конкретных проблем. В нашем случае, стратегическая цель первой ячейки – создание информационного сообщества подъезда, которое осуществляется путём расширения команды единомышленников до пятёрки - ядро информационного сообщества (узлы 1, 2, 3, 4, 5 –) и далее: формирование оболочки ядра (на рисунке выделено оранжевым цветом) и периферийных оболочек информационного сообщества. Создав ядро, оболочку ядра и периферийные оболочки, мы получим организационный ресурс, позволяющий принимать правомочные (обязательные для всех) решения на собраниях совладельцев или избирателей подъезда. Первое такое решение – выбор текущей цели, а также лиц (физических или юридических), уполномоченных выступать от имени совладельцев или избирателей подъезда, в качестве коллективного заказчика, а также управлять общим имуществом и другими ресурсами подъезда. Текущую цель развития подъезда можно выбрать из перечня проблем ЖКХ, которые неоднократно упоминались в СМИ. Например, снижение оплаты за отопление. В зависимости от социального состава подъезда, возможны несколько сценариев решения этой проблемы. Первый, самый сложный – снижение тарифов на отопление. Добиться снижения тарифов можно только через органы власти, путём усиления влияния избирателей на власть. Можно выходить на улицы, протестовать, устраивать майданы. Мы всё это видели, но, несмотря на уличные протесты, тарифы всё время растут. В информационном сообществе предлагается действовать по-другому. Можно создать сетевой комитет самоуправления избирательного участка, обеспечив через него, контроль избирательного процесса, пропуская на выборах в органы власти только достойных кандидатов, способных защитить интересы своих избирателей.
   Ячейки сетевого комитета самоуправления являются элементами открытой сети развития органов местного самоуправления, имеющей несколько уровней. Они могут создаваться на уровне подъезда многоквартирного дома, дома в целом, избирательного участка, микрорайона и т.п. Нами неоднократно отмечалось, что информационные сообщества развития создаются в рамках стратегии развития общества «снизу. Не исключение и сетевые комитеты самоуправления. Процесс их создания начинается с самоорганизации инициативных групп (троек, пятёрок, десяток и т.п.), в которые могут объединяться приверженцы тезиса о том, что решение наших проблем – это задача власти.
   Второй сценарий снижения оплаты за отопление может быть реализован теми, кто рассчитывает на международную помощь, в рамках соответствующих программ по энергосбережению. В этом случае, организационной оболочкой части ячеек информационного сообщества, поддерживающих этот сценарий, может быть избрана общественная организация. Используя возможности общественной организации можно разработать программу энергосбережения подъезда, дома, избирательного участка (несколько многоквартирных домов), микрорайона и т.п., а на запуск этой программы выиграть грант на реализацию стартового проекта этой программы, предусматривающего установку в своём подъезде индивидуального теплового пункта (ИТП). Установка ИТП позволит снизить оплату на тепло на 30-50 %. Другие проекты, в рамках этой же программы, связанные с утеплением подъезда, использованием энергии солнца, ночных тарифов на электроэнергию, тепловых насосов, мини котельных (отказ от централизованного теплоснабжения) и т.п. позволят снизить затраты на отопление в разы.
   Третий сценарий снижения оплаты за отопление может быть реализован теми, кто готов развивать малый бизнес и конкуренцию в сфере ЖКХ. Можно создать собственную управляющую компанию, с привлечением в соучредители и комитетов самоуправления (первый сценарий), и общественных организаций (второй сценарий), обеспечивая через этих соучредителей, поддержку этой компании органами власти и международными организациями. Сценарии развития подъезда не ограничиваются этими тремя сценариями, которые мы рассмотрели. Сценариев развития может быть множество, а их реализация зависит только от нас, от нашего желания учиться и действовать сообща, в составе информационного сообщества, отвечающего нашим интересам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий