понедельник, 22 мая 2017 г.

Шаг 10 – «Центр проектного и сетевого образования».

   Завершающим шагом, начального этапа развития информационного сообщества избирательного участка, является создание, при сетевом комитете самоуправления этого сообщества, собственного «Центра проектного и сетевого образования». Этот Центр необходим для исследования и повышения качества человеческого капитала, которым обладает, сообщество избирательного участка. До легализации комитета самоуправления, его функции может выполнять общественная организация, в структуре которой создаются ячейки информационного сообщества. В таком случае, «Центр проектного и сетевого образования», создаётся при этой организации.
   Этот Центр может объединить исследовательские и образовательные программы, связанные с деятельностью комитета самоуправления и его стратегическими целями. Универсальный метод обучения взрослых и детей – это проектный метод. Каждый человек, овладевший тонкостями проектной деятельности, может внести свой вклад в развитие своего сообщества. Но ощутимые результаты этого развития будут получены, если проектная деятельность станет массовым движением, позволяющим решать существующие проблемы. В рамках этого движения, благодаря проектной деятельности, можно привлечь значительные суммы на финансирование проектов развития сообщества. Это могут быть и гранты, и льготные кредиты, и бюджетные средства, и собственные взносы членов территориальных и социальных сообществ, и часть прибыли предприятий, учреждённых сообществом. В пределах большого избирательного участка, если в проектную деятельность будет вовлечено от 10 до 20 % избирателей (200-400 чел.), то можно сформировать от 40 до 80 проектных групп. При поддержке «Центра проектного и сетевого образования», а также его партнёров, каждая из этих групп может вести по несколько проектов в год. Даже, если каждая группа будет вести только один проект, совокупная численность проектов может составить 80 проектов в год. При среднем бюджете проекта - 200 тыс. грн., в рамках проектной деятельности, на развитие территории избирательного участка можно привлечь из разных источников до 16 млн. грн. в год. Этой суммы достаточно, чтобы заметно улучшить показатели качества жизни граждан на территории избирательного участка. В том числе, показатели безопасности. Мы неоднократно подчёркивали, что сети развития информационного сообщества – это открытые сети. Это значит, что они являются единой многоуровневой системой развития, объединяющей разные составляющие: внутренние и внешние. Например, сеть развития избирательного участка состоит из более мелких её составляющих: сетей развития многоквартирных домов, расположенных в границах избирательного участка. В то же время, эта сеть входит, в качестве составляющей, в сеть более высокого уровня, объединяющую несколько избирательных участков. Например, на уровне территориального избирательного округа.
   Исследования показывают, что общество развивается неравномерно, а неравномерность развития – прямая угроза безопасности человека и стабильности общества. Неравномерность развития – многоуровневая проблема. Эту проблему можно рассматривать не только на региональном уровне, но и на микроуровне. Другими словами, на уровне отдельных территориальных единиц и их сетей развития. На этом уровне произрастают корни всех наших проблем, которые связаны с низким качеством человеческого капитала территориальных сообществ. Эффективность страны во многом зависит от качества власти, а качество власти, от качества её избирателей. Не научившись избирать и контролировать местную власть, мы не научимся этому и в масштабах страны.
   Вернёмся к проблеме неравномерного развития территориальных сообществ избирательных участков и отдельных многоквартирных домов. Исследовать эту проблему мы можем только с учётом особенностей этих сообществ, зависящих от их социального состава, технического, санитарного состояния многоквартирных домов и других показателей, связанных с разными компонентами качества жизни и безопасности граждан. Если интегральным показателем развития любого сообщества можно считать величину суммы, привлечённой на развитие этого сообщества, в рамках соответствующих проектов, то для выявления возможных сценариев и направлений развития конкретного сообщества, необходимо перекинуть мостик к реальным объектам развития.
   Пусть этими объектами, в контексте данной публикации, будут два избирательных участка: № 800479 и № 230667, расположенные в Оболонском районе г. Киева и в г. Бердянске. Охарактеризуем эти объекты подробнее. Оба избирательных участка, упомянутые выше – это большие избирательные участки, с числом избирателей от 1500 до 2500 человек. Для удобства изложения нашей темы, примем средний показатель численности избирателей, на каждом из этих участков, по 2000 человек.
   Ядром сети развития информационного сообщества избирательного участка, как уже отмечалось в предыдущих публикациях, является его сетевой комитет самоуправления. Для легализации такого комитета самоуправления необходимо заручиться поддержкой более половины избирателей, проживающих на территории избирательного участка. При численности избирателей, проживающих в пределах избирательного участка, равной 2000 человек - это 1001 человек. В информационном сообществе нам нужна реальная поддержка избирателей, а не кража голосов, как это часто происходит на выборах. Мы не сможем построить общество для всех, в котором все равны перед законом, а «слуги народа», живут хорошо, только тогда, когда народ живёт хорошо, если нарушим один из основополагающих принципов информационного сообщества, связанный с переходом к реальной демократии, пресекающей любые злоупотребления на выборах.
   При реальной демократии есть только один путь, позволяющий получить поддержку своих избирателей: надо выявить интересы и проблемы каждого избирателя и наладить с ними партнёрские отношения. Партнёрские отношения – это, прежде всего, доверие друг к другу и взаимные обязательства на пути к общим целям. Доверие трудно завоевать, но легко потерять. Доверие возникает в процессе совместной деятельности, приносящей пользу каждоиу партнёру. Эту пользу можно ощутить в виде результатов, соответствующих ожиданиям партнёров, от реализации совместных проектов. По определению, цель – это ожидаемые результаты какой-либо деятельности. Отсюда, доверие возникает как результат достижения общих целей партнёров. Напомним, стратегическая цель всех слоёв информационного сообщества – повышение качества жизни и безопасности граждан этого сообщества. Достижение этой цели возможно только через развитие – через приращение ресурсов сообщества, а не через их перераспределение.
   Сеть развития – это система, состоящая из многих ячеек, элементов и связей (коммуникаций). Доверие выращивается и поддерживается в этой сети также на системной основе. И начинается этот процесс на уровне инициативной тройки, с реализации принципа: «репутация дороже всего». Тот же принцип, играет ключевую роль в деятельности сетевых комитетов самоуправления.
   Так как, каждый гражданин играет несколько социальных ролей, а комитеты самоуправления – это объединения избирателей, то каждую ячейку информационного сообщества (инициативную тройку), можно рассматривать как объединение избирателей. Это одна из социальных ролей, которую играют участники процесса самоорганизации сетевых комитетов самоуправления. Стартером этой самоорганизации являются общие проблемы участников, которые возникают из-за некачественной власти, которую мы избираем, а также не умеем контролировать.
   Другая социальная роль, которая присуща каждому гражданину – это роль связанная с деятельностью системы образования. Элементами этой системы являются не только педагоги, но и учащиеся, и их родители, и взрослые, нуждающиеся в повышении квалификации или её смене. В условиях мобильного рынка труда, который разрастается, всё чаще возникает структурная безработица, когда отдельные специальности не востребованы на рынке труда, но возникают новые, имеющие спрос. Уверенно чувствовать себя на этом рынке могут только те работники, которые способны непрерывно учиться и переучиваться. Конечная цель системы образования – не сумма знаний, а компетенции работников, умение их приспосабливаться к требованиям рынка труда.
   Система образования в Украине состоит из нескольких уровней: дошкольное образование, среднее образование, профессионально-техническое образование, высшее образование. Основным видом средних учебных заведений является средняя общеобразовательная школа трёх ступеней: первый, начальный уровень – начальная школа (1-4 классы); второй, базовый уровень – основная школа (5-9 классы); третий уровень, который обеспечивает полное общее среднее образование – старшая школа (10-11 классы).
   Высшее образование представлено учебными заведениями, которые имеют четыре уровня аккредитации. Первый уровень – подготовка младших специалистов (техникум, училище). Второй уровень – подготовка младшего специалиста или бакалавра (колледж). Третий уровень – подготовка бакалавра, а также по отдельным специальностям - магистра (институт). Четвёртый уровень – подготовка по всем специальностям бакалавра или магистра (университет). Кроме того, в систему образования входят внешкольное и последипломное образование.
   Внешкольное образование направлено на развитие способностей и талантов детей, ученической и студенческой молодёжи. Оно осуществляется на добровольных началах учебными заведениями, семьёй, трудовыми коллективами, общественными организациями и т.п.
   Последипломное образование – это специализированное усовершенствование образования, повышение квалификации, переквалификация, стажировка и т.п.
   Проектное образование соединяет академическое образование, полученное в средней школе, училище или ВУЗе и навыки применения академических знаний, в рамках конкретных проектов. Этот вид образования является частью системы непрерывного образования, которое включает и внешкольное образование ученической молодёжи, и самообразование студенческой молодёжи, и последипломное образование (повышение квалификации и переквалификация взрослых).
   Проектное образование, можно значительно усилить, используя сетевое образование. Сетевое образование объединяет возможности разных участников образовательного процесса, в рамках проектной деятельности и договоров о сотрудничестве по разработке и реализации совместных проектов, использующих возможности организаций-партнёров.
   Потенциальными партнёрами, заинтересованными в достижении стратегических целей сообщества избирательного участка являются избиратели и их объединения – комитеты самоуправления, объединения совладельцев многоквартирных домов, молодёжь и их родители, близлежащие общеобразовательные школы, ВУЗы, общественные организации и т.п.
   При каждой общественной организации должен быть создан свой «Центр проектного и сетевого образования». Например, при общественной организации «Клуб гражданских инициатив», этот центр создаётся на основе членства в организации. Он предназначен для ученической молодёжи достигшей возраста 14 лет (ученики 7-11 классов) и их родителей, студенческой молодёжи и взрослого населения - партнёров по реализации «Программы кластерного развития территориальных единиц и социальных групп».
   Мы не можем написать конкретный сценарий самоорганизации и развития информационного сообщества. Это сценарий совместной деятельности. На данном этапе, затронутой нами темы, мы можем исследовать проблемы, выбранных нами объектов развития и ограничить круг поиска потенциальных партнёров, участниками группы в социальной сети, которые готовы включиться в диалог о возможных сценариях развития своих объектов развития. Присоединяйтесь к группе, пишите в личку о своих проблемах, предлагайте темы для обсуждения.
   А сейчас, вернёмся к избирательным участкам № 800479 и № 230667 . Итак, что мы знаем об этих избирательных участках?
   Начнём с избирательного участка № 800479, который расположен в Оболонском районе города Киева. В его состав входят семь многоквартирных домов с придомовыми территориями, расположенных на улице Иорданской, дома № 11-11А, 11В-11Г, 17-17А и проспекте Оболонском, дом № 2А. В свою очередь, этот избирательный участок входит в территориальный избирательный округ Оболонского района г. Киева № 58. В состав этого округа входят 8 избирательных участков, с такими номерами: 800471, 800472, 800475, 800476, 800477, 800478, 800479, 800502. Ориентировочная численность избирателей – 17546 человек.
   В открытых источниках информации мы можем выяснить данные о результатах последних выборов в Киевсовет от территориального избирательного округа № 58. От этого округа депутатом Киевсовета, на местных выборах 2015 года, избрана Кочур Марина Анатольевна, представитель ВО «Батькивщина». По образованию она юрист, ей 26 лет, член постоянной комиссии Киевсовета по вопросам охраны здоровья и социальной защиты.
   А теперь обратимся к избирателям, проживающим в пределах избирательного округа № 58: «Вы довольны своим выбором?» Каждый избиратель может легко ответить себе на вопрос: «Что улучшилось в его жизни после выборов?»
   Возьмём те же, семь основных компонентов безопасности человека: безопасность для здоровья, экономическая, продовольственная, экологическая, личная, общественная и культурная, политическая безопасность. Хоть один показатель улучшился?
   Конечно, один депутат не может существенно улучшить показатели качества жизни и безопасности своих избирателей. Тем более, что после выборов он специализируется по вопросам, связанными с деятельностью комиссии, в состав которой он входит. В нашем случае, это комиссия по вопросам охраны здоровья и социальной защиты Киевсовета. Любая такая комиссия работает в интересах всех киевлян, не ограничиваясь интересами избирателей отдельных избирательных участков и округов. Поэтому, с депутатами нужно работать, нужно готовить вопросы, связанные с развитием своего сообщества и через своего депутата или его коллег, вносить в повестку дня соответствующих комиссий Киевсовета. Один из таких вопросов - финансовая поддержка проектов развития территориальных единиц, которые расположены в пределах избирательного участка. Например, проектов в сфере энергосбережения.
   Можно объединить все эти проекты в местной программе развития. Например, в программе энергосбережения избирательного участка, предусматривающей создание фонда развития этой территориальной единицы. Элементариные расчёты показывают, что указанную программу можно запускать, обеспечив стартовое финансирование около 1,5 млн. гривен. Причём, всего из двух источников. Один источник – это взносы домохозяйств (избирателей), в размере 5% от требуемой суммы и взнос Киевсовета, в размере 20% от требуемой суммы. Остальные 75 % - это самофинансирование программы, которое осуществляется за счёт пополнения фонда развития территориальной единицы из средств экономии оплаты за тепло, возникающей в результате реализации программы. Например, при реконструкции сетей теплоснабжения многоквартирных домов, с установкой индивидуальных тепловых пунктов, эта экономия может достигать 420000 грн. в год. Индивидуальные тепловые пункты, в рамках упомянутой программы, можно установить в каждом доме избирательного участка, в течении 6 лет. По истечении этого срока каждое домохозяйство сообщества избирательного участка будет иметь экономию по оплате тепла около 600 грн. в год. Этим программа энергосбережения не ограничивается, но об этом мы уже говорили.
   Вернёмся к нашему вопросу, обращённому к избирателям: «Что улучшилось в их жизни после выборов?»
   Ответить на этот вопрос будет легко, если избиратели поддержат «Программу кластерного развития территориальных единиц и социальных групп», предусматривающую создание на каждом избирательном участке сетевых комитетов самоуправления, а при них, «Центров проектного и сетевого образования». Тогда, можно будет легко оценить компетентность своего депутата, а также его способность наладить партнёрские отношения со своими избирателями. Мерой этой оценки может служить интегральный показатель социального партнёрства депутатов и избирателей – сумма стартового капитала, привлечённого на развитие избирательных участков, в рамках соответствующих проектов. А эта сумма не малая. Если в пределах одного избирательного участка – это 1,5 млн. гривен в год, то в пределах избирательного округа – это 12 млн. в год. Последняя цифра это барьер, тормозящий развитие сообщества избирательного округа. Преодолеть этот барьер сообщество избирателей может, поддерживая на выборах только тех депутатов, которые готовы включить в свою предвыборную программу обязательства по созданию, в течение гола, фонда развития своей территории, в размере, позволяющем преодолеть барьеры её развития. Сетевые комитеты самоуправления должны обеспечить соблюдение депутатами и их политическими силами соих предвыборных обещаний. Например, лишая обманщиков их политического будущего.
   По избирательному участку № 230667 ситуация аналогична, подходы к её улучшению те же. Поэтому, не будем углубляться в общие рассуждения, но готовы принять активное участие в налаживании сотрудничества с потенциальными партнёрами, заинтересованными в развитии этой территориальной единицы. Напомним, этот избирательный участок находится в г. Бердянск. А в его состав входят : улица Привокзальная, дом № 70; улица Лиепайская, дома: 1-3А, 7, 11, 13, 15-15А, 17-19, 39, 41; улица Морская, дома: 22, 26-55; улица Первомайская, дома: 1/48, 3/35, 14/44-16, 24; улица Грецкая, дома: 50; улица Тищенко, дома: 2, 32, 34, 36;
   Подробнее, все вопросы, связанные с созданием инициативных троек, проектных групп и сетевых комитетов самоуправления координаторы «Клуба гражданских инициатив» готовы обсудить в личной переписке с потенциальными партнёрами, заинтересованными в решении проблем их территориальных единиц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий