четверг, 4 мая 2017 г.

Шаг 9 – комитет самоуправления избирательного участка

   В отличие от домовых комитетов самоуправления, комитет самоуправления избирательного участка, легализуется путём регистрации. Это означает, что он приобретает статус юридического лица и все его атрибуты. Имеет офис, штатных работников, расчётный счёт в госказначействе, печать, штамп и т.п. В предыдущих публикациях, мы уже подчёркивали, что в информационном сообществе, имеющем сетевую структуру, и его составляющие также имеют такую структуру. Не исключение и комитет самоуправления избирательного участка. Он состоит из ячеек, элементарных сетей и комитетов самоуправления многоквартирных домов, относящихся к данному избирательному участку. По сути, комитет самоуправления – это объединение избирателей, которое играет ключевую роль в стратегии точечного развития территориального сообщества «снизу».
   Не надо путать существующие домовые, квартальные, уличные комитеты и сетевые комитеты самоуправления информационного сообщества. В аналитической записке «Местные программы содействия развитию органов самоорганизации населения: опыт принятия и реализации», которая разработана в Национальном институте стратегических исследований, утверждается: «использование программно-целевых методов в планировании развития местных общин (громад) позволяет повысить эффективность государственной политики социального и экономического развития Украины». В той же записке, указаны недостатки, связанные с деятельностью существующих комитетов самоуправления (домовых, квартальных, уличных и т.п.), которые практически сводят к нулю использование программно-целевых методов управления развитием общин. Среди наиболее весомых недостатков, связанных с деятельностью созданных ранее комитетов самоуправления, следует отметить следующие: недостаточное финансирование; неправильный выбор приоритетов; слабая связь между новыми приоритетами и результатами предыдущей деятельности; низкая прозрачность использования средств общины.
   Опираясь на ту же аналитическую записку, попробуем более подробно разобраться с недостатками существующих комитетов самоуправления и местных программ развития. В 2013 году, объём бюджетного финансирования этих программ, по отдельным городам составлял: Николаев – 355 тыс. грн., Одесса – 5541,7 тыс. грн., Черкассы – 1352,92 тыс. грн., Киев – 11320 тыс. грн. При этом, от 56 % до 72% бюджетных средств использовалось на содержание комитетов самоуправления. Например, в Программе г. Черкассы были установлены такие направления использования бюджетных ресурсов: 850 тыс. грн. – на заработную плату и отчисления с неё: 169,2 тыс. грн. – на оплату услуг теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения; 140 тыс. грн. – на проведение ремонта в помещениях офиса, кружков и секций; 66,7 тыс.грн. – на обслуживание (уборка территории, ремонт спортивных и детских площадок и т.п.), 55 тыс. грн. – услуги банка и связи; 19,22 тыс. грн – приобретение, установка, обслуживание информационных стендов; 20 тыс. грн. – приобретение инвентаря для кружков и секций; 7,5 тыс. грн. – приобретение и поверка приборов учёта воды, тепла, электроэнергии; 5 тыс. грн. – аренда помещений. При этом, на приобретение инвентаря для кружков и секций использовалось всего 1,5% от выделенной суммы.
   Если сравнивать местные программы развития по периодам их реализации, то всплывёт ещё один недостаток, присущий этим программам: местные советы не анализируют причины невыполнения предыдущих программ, а также используют негативную практику перенесения нереализованных задач в новые программы. Например, Программа развития г. Киева на 2004-2006 годы, предусматривала подготовку проекта Положения об общем собрании территориальной общины г. Киева и местной инициативе, а также проекта решения Киевсовета о делегировании полномочий органам самоорганизации населения. Такие же задачи перешли в следующую Программу на 2007-2011 годы, а в Программе на 2012-2016 год эти задачи просто исчезли. Создаётся впечатление, что самоуправление территориальной общины не развивается, а идёт процесс ради самого процесса. А мы, как в песне Виктора Цоя, написанной в 1985 году, ждём другого: «мы ждём перемен».
   Напомним, стратегическая цель комитетов самоуправления – это улучшение качества жизни граждан, проживающих на территории общины, а сам комитет самоуправления лишь инструмент - средство для достижения этой цели. Любая цель – это ожидаемые результаты какой-либо деятельности. Оценить эти результаты мы можем по их показателям. Важнейшим показателем качества жизни человека является его безопасность. ООН разработала концепцию безопасности человека, которая складывается из семи основных компонентов: безопасность для здоровья, экономическая, продовольственная, экологическая, личная, общественная и культурная, а также политическая безопасность. Опираясь на эту концепцию, остановимся на составляющих безопасности человека более подробно.
   Безопасность для здоровья – это защищённость человека от рисков заболеваемости, то есть возможность жить в безопасной для здоровья окружающей среде, а также иметь доступное и эффективное медицинское обслуживание.
   Экономическая безопасность – это обеспеченность доходом, достаточным для удовлетворения насущных потребностей.
   Продовольственная безопасность – это физическая и экономическая доступность основных продуктов питания.
   Экологическая безопасность – это защита от угроз загрязнения окружающей среды: воздуха, воды, почвы, еды, жилья.
   Личная безопасность – это защита человека от физического насилия и угроз, а также от природных, техногенных аварий и катастроф, несчастных случаев на производстве, в транспорте и в быту.
   Общественная и культурная безопасность – это защищённость культурного разнообразия меньшин, а также традиционных сообществ – семьи, общины, организации, этнической группы. К этому же перечню относят и угрозу депопуляции населения.
   Политическая безопасность – возможность жить в обществе, которое признаёт и защищает основные права человека. Угрозы политической безопасности характеризуются политическими преследованиями, репрессиями государства, контролем сферы идеологии и информации.
   Чтобы выполнить свои стратегические задачи, комитет самоуправления, в пределах своей территории, обязан заниматься вопросами улучшения всех компонентов, относящихся к безопасности членов общины. Это становится возможным, когда существующие комитеты самоуправления трансформируются в сетевые комитеты, а сообщество общины – в информационное сообщество. Процесс трансформации общины, переход от одной социальной реальности к другой - это многоуровневый процесс, который можно ускорить, объединив разные стратегии развития в единую систему. Прежде всего, необходимо скоординировать стратегии развития «сверху» и «снизу». Ключевую роль в этом процессе могут сыграть те же сетевые комитеты самоуправления, которые являются частью своего информационные сообщества. В силу этого, они также состоят из отдельных ячеек и элементарных сетей развития, что позволяет создавать множество проектных групп, а через них, проектную деятельность по развитию общины, сделать массовым движением. Тогда точки развития (отдельные объекты развития) сольются в зоны ускоренного развития, зоны – в районы ускоренного развития и т.п.
   Финансирование деятельности сетевых комитетов самоуправления должно осуществляться не напрямую из местных бюджетов, а в рамках бюджетов проектов, направленных на развитие общины. Чем больше таких проектов, тем больше объём финансирования. Если учесть, что эти проекты финансируются на многоканальной основе, из всех общественных секторов, то сетевые комитеты самоуправления более независимы от районных, городских и областных советов и подотчётны только своим избирателям. Это позволяет защищать интересы своих избирателей, не оглядываясь на чиновников и «карманные» политические партии.
   Собственная экономическая база, которая строится сетевыми комитетами самоуправления, на своём уровне и в пределах своей территории, позволит им решать проблемы повышения безопасности граждан. Например, заменить аварийные сети водоснабжения и теплоснабжения своего многоквартирного дома. Для замены аварийных и внешних, по отношению к дому или избирательному участку, сетей теплоснабжения или водоснабжения, сетевым комитетам самоуправления необходимо повышать своё влияние на районные, городские и областные власти. Этого можно достичь, принимая активное участие в избирательных кампаниях, налаживая партнёрство с депутатами и избирателями, контролируя органы власти и корпоративные структуры всех общественных секторов.
   Другими словами, комитетам самоуправления избирательных участков надо на равных выстраивать партнёрские отношения со всеми здоровыми силами общества, независимо от их секторальной принадлежности. Это и власть, и бизнес, и организации третьего сектора, и социум.
   Основой для объединения потенциальных партнёров из разных общественных секторов является их общий враг - проблемы и угрозы, которые мешают нам развиваться, нормально жить и работать.
   Например, угроза эколого-техногенных аварий и катастроф. Чтобы понять, насколько велика эта угроза, обратимся к аналитической записке: «Анализ состояния эколого-техногенной безопасности инженерной инфраструктуры городов и селений». Эта записка составлена Национальным институтом стратегических исследований, по состоянию на 2010 г, но актуальна и сейчас.
   Ухудшение состояния эколого-техногенной безопасности городов и селений связано с наличием значительного количества ветхих и аварийных строений - до 65000 единиц. Кроме того, ухудшает безопасность городов и селений катастрофическое состояние водопроводно-канализационных и теплоэнергетических сетей, которые имеют протяжённость более 20000 км. и теряют до 35-45 % воды и тепла. В результате этих потерь, снижается крепость пород в основании строений, возникает подтопление придомовых территорий, разрушение дорог, с образованием провалов. По данным МЧС Украины общая протяжённость водопроводных сетей составляет 181209,6 км. При этом, в аварийном состоянии находится 37,1% этих сетей. Это приводит к значительному росту количества аварий (от 100 до 400 случаев в год на каждые 100 км. трубопроводов), что в десятки раз превышает соответствующий показатель в Европе.
   Четвёртая часть водопроводных очистных сооружений требуют восстановления, каждая пятая насосная станция отработала нормативный срок службы. Фактически требуется замена более 40% насосных агрегатов.
   Общая протяжённость канализационных сетей составляет 50837,2 км. В аварийном состоянии находятся 34,8 % этих сетей. Большинство канализационных очистных сооружений работают не эффективно, из-за перегрузки. Более 50 % очистных сооружений требуют немедленной реконструкции, усовершенствования технологического процесса и обновления оборудования.
   Протяжённость тепловых сетей, в двухтрубном исчислении, составляет 34625,5 км. При этом, аварийные сети составляют 15,8 % от общей протяжённости тепловых сетей.
   Приведенные данные, подтверждают остроту проблем, связанных с необходимостью повышения безопасности жителей и городов, и сёл. Это было актуально в 2010 г., это актуально и сегодня. Комитеты самоуправления могут внести свой вклад в решение этих проблем. Каким образом, может спросить читатель?
   Проблемы безопасности граждан, как и любые другие проблемы, можно разбить на более мелкие составляющие, ограниченные соответствующим уровнем. Для решения проблем необходимы ресурсы: и людские, и финансовые, и материальные. Чем ниже уровень, тем меньше надо ресурсов. Например, сумма необходимая для замены стояков и труб в подвале одного многоквартирного дома, значительно меньше, чем сумма, предназначенная для тех же целей, но на уровне микрорайона, в который входят 60 или 100 таких домов.
   Меньшую сумму легче собрать, а главное легче проконтролировать её целевое использование. Чем меньше сумма, тем меньше база для злоупотреблений и коррупционной составляющей. Любую проблему можно решить двумя путями «снизу» по частям и «сверху» в целом. Децентрализация процесса решения проблем (в том числе, децентрализация финансирования), путём распределения его по множеству точек решения, имеет свои преимущества и недостатки. Точно также, централизованное решение существующих проблем, имеет свои недостатки и преимущества. В рамках данной темы, нет необходимости детально разбираться в недостатках и преимуществах стратегий развития «снизу» и «сверху». Но следует подчеркнуть, что наиболее оптимальный вариант, позволяющий ускорить социальное и экономическое развитие общины – это объединение этих стратегий. Ключевую роль в этом процессе играют сетевые комитеты самоуправления избирательных участков. Они могут триаду власть-бизнес-третий сектор (социум) превратить из составляющих гражданского общества, у которых «согласья нет» в реальную силу, нацеленную на проведение реформ.
   В блоге «Информационные сообщества», пошагово изложены идеи и теоретические разработки, объединённые в «Программу кластерного развития территориальных единиц и социальных групп». Эта Программа обобщает многолетний опыт работы инициативных групп общественной организации «Клуб гражданских инициатив».
   Руководствуясь известным изречением «теория без практики мертва, а практика без теории слепа» можно переходить от изложения идей, связанных с созданием ячеек, элементарных сетей развития, информационных сообществ – к практической реализации этих идей. Для этого предназначена специальная интернет площадка – группа ВК «Информационные сообщества развития». На эту площадку приглашаются все желающие, которые готовы обсудить проблемы своего дома или социальной группы, создать собственную ячейку, проектную группу или сеть развития, позволяющую решать эти проблемы. По всем вопросам, связанным с налаживанием сотрудничества обращайтесь в личку.
  Завершающим шагом, начального этапа строительства своего информационного сообщества, в рамках стратегии развития «снизу», является создание «Клубного центра проектного и сетевого образования». Этот Центр позволит ускорить создание ячеек, проектных групп и сетей развития территориальных общин. Но об этом позже, в следующей публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий