среда, 26 апреля 2017 г.

Шаг 8 – децентрализация местной власти

   Органы местного самоуправления также оторваны от людей, как и центральная власть. Чтобы сделать местное самоуправление ближе к народу, систему этого самоуправления надо выстраивать с самого низу – от многоквартирного дома или его подъезда, до избирательного участка (несколько многоквартирных домов), от избирательного участка до микрорайона, от микрорайона до межрайонного уровня и т.д. При таком подходе, наименьшими элементами системы местного самоуправления являются комитеты самоуправления, легализованные путём уведомления – органы самоорганизации населения без статуса юридического лица.
   Комитеты самоуправления могут выдвигать своих представителей, хорошо зарекомендовавших себя, в районные, городские и областные советы. Нам нужно научиться избирать на выборные должности не по словам, а по конкретным делам. Нет смысла зайцам, поддерживать на выборах в органы власти волка, как это изображено на рисунке. У волка и зайцев интересы прямо противоположные. Если кандидат в депутаты, не желает или не может сделать ничего хорошего для своего подъезда, дома, избирательного участка, района, города или области, что он сможет сделать для страны?
   В информационном сообществе, комитеты самоуправления, также как и само сообщество, являются сетевыми структурами, состоящими из отдельных ячеек и элементарных сетей типа 1,2,3, объединяющих избирателей. Элементарные сети являются открытыми сетями и входят в сети более высокого уровня. Как уже упоминалось, они строятся снизу, от уровня подъезда многоквартирного дома, до дома в целом, от дома до избирательного участка (несколько многоквартирных домов) и т.п.
   Избиратели, объединённые в сети, создают комитеты самоуправления, которые могут быть легализованы по инициативе собрания (конференции) жителей по месту проживания, при условии, если в нём принимало участие не менее половины жителей соответствующей территории, которые имеют право голоса. Другими словами, не менее половины избирателей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания.
   Основными задачами комитетов самоуправления являются: создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения; удовлетворение социальных, культурных, бытовых и прочих потребностей жителей, путём содействия в предоставлении им соответствующих услуг; участие в реализации социально-экономического, культурного развития соответствующей территории, а также участие в преодолении местных проблем.
   Для обеспечения деятельности комитетов самоуправления, связанной с выполнением их задач, элементарные ячейки и их сети, объединяются в комиссии по направлениям деятельности. Например, могут быть созданы комиссии по развитию местного самоуправления, малого бизнеса, энергосбережения, образования и т.п. В свою очередь, комиссии создают проектные группы, которые исследуют проблемы развития территориальных сообществ и разрабатывают проекты, позволяющие улучшить качество жизни граждан, в пределах этих сообществ.
   Напомним, качество жизни можно определить как совокупность элементов, связанных с окружающей средой, самочувствием, счастьем, ценностями, благосостоянием, а также с удовлетворением потребностей граждан.
   Сверхзадачей комитетов самоуправления является повышение их влияния на эффективность работы территориальных общин (громад) и повышение качества жизни граждан этих общин. Причём, не в далёком будущем, а уже сегодня. Для этого, комитеты самоуправления создают проектные группы, а также ищут партнёров в органах местной власти, в депутатском корпусе, в общественных организациях, в бизнесе. Эти партнёры необходимы для финансовой, материальной и иных видов поддержки деятельности проектных групп и их проектов. Такая поддержка возможна, в рамках соответствующих программ социально-экономического развития, района, города или области.
   У истоков эффективности органов власти стоят избиратели. Избирателям пора научиться делать осознанный выбор, поддерживая на выборах, только тех, кто на деле, а не на словах доказал свою состоятельность, способность выполнять обещания, данные своим избирателям. Кроме того, надо научиться пресекать злоупотребления на выборах и кражу голосов избирателей.
   Как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос надо понимать, что повышение влияния избирателей на местные органы власти – это процесс и улучшить показатели этого процесса может только кропотливая работа с избирателями, органами власти, а также отдельными депутатами.
   Координировать деятельность в этом направлении может комиссия, которую условно можно назвать: «За честные выборы и честную власть». Эта комиссия работает не только во время избирательных кампаний, но и после них.
   В период избирательных кампаний, в сетевой структуре этой комиссии, циркулирует информация о политических партиях и отдельных кандидатах в депутаты, их предвыборных обещаниях и программах и т.п. В этот период, через комиссию «За честные выборы и честную власть», комитет самоуправления избирательного участка принимает активное участие в формировании участковых избирательных комиссий, наблюдателей, в агитации избирателей, в организации электронного голосования, которое может стать альтернативой экзитполам.
   В период между избирательными кампаниями, в этой же сети циркулирует информация о проектах развития сообщества и деятельности депутатов–партнёров сообщества, обеспечивающих поддержку этих проектов в органах местного самоуправления. В том числе, финансовую поддержку из районных, городских или областных бюджетов.
   Комиссия по развитию малого бизнеса, координирует деятельность ячеек информационного сообщества и проектных групп, которые разрабатывают коммерческие проекты развития сообщества. Те же индивидуальные тепловые пункты, распределители тепла, многотарифные счётчики, приобретаемые в рамках программы энергосбережения избирательного участка, могут приобретаться за счёт кредитов в банках или на условиях лизинга.
   Одна из задач комитета самоуправления развитие местного рынка услуг. В рамках коммерческих проектов, могут создаваться кооперативы, малые предприятия разных организационных форм, проводиться исследования локальных рынков услуг, оказываться разные виды услуг: аутсорсинговые, бытовые, образовательные, курьерские, энергосервисные, информационные и т.п. Информационное сообщество развития – это единая система, имеющая три составляющих, которые соответствуют трём общественным секторам. Первый сектор – органы власти. В информационном сообществе представителем первого сектора является комитет самоуправления. Второй сектор – бизнес. Например, производственный кооператив. Третий сектор – некоммерческие, негосударственные организации. Например, общественная организация. Для обеспечения многоканального финансирования проектов развития сообщества из всех общественных секторов, которое ускоряет реализацию этих проектов, в информационном сообществе все его составляющие объединены на условиях соответствующих договоров, в кластерный модуль развития сообщества. При этом, комитет самоуправления без статуса юридического лица, может действовать через общественную организацию, используя её организационную структуру, расчётный счёт и другие атрибуты юридического лица. Одним из договоров, влияющих на создание кластерного модуля, является учредительный договор. Этот договор позволяет соучредителям предприятий малого бизнеса (комитетам самоуправления, общественным организациям, гражданам) влиять на органы управления коммерческими структурами, прививая им социальную ответственность, побуждающую принимать активное участие в многоканальном финансировании проектов развития сообщества, заключать договора о партнёрстве, которые являются основой кластерного модуля развития сообщества.
   Комиссия по энергосбережению охватывает весь комплекс вопросов связанных с разработкой и реализацией проектов в этой сфере. Например, совместно с комиссией по развитию малого бизнеса можно создавать проектные группы, целью которых является помощь начинающим предпринимателям для создания сервисных, лизинговых, информационных предприятий, связанных с энергосбережением и учётом потребления энергоресурсов, юридическим обеспечением процесса энергосбережения и т.п.
   Комиссия по образованию может сосредоточиться на внедрении проектного и сетевого образования для взрослых и школьников старших классов. Проектные группы, созданные этой комиссией, могут включать преподавателей ВУЗов, студентов, учителей, школьников старших классов и их родителей. Через эти проектные группы информационное сообщество избирательного участка может налаживать партнёрские отношения с учреждениями науки и образования разных уровней, привлекая их в свой кластерный модуль развития сообщества.
   Важную роль в налаживании социального партнёрства, осуществляемого в структуре кластерного модуля развития сообщества, могут сыграть родительские комитеты, действующие в общеобразовательных школах, органы студенческого самоуправления в ВУЗах и т.п. В сфере образования, можно разработать проект, объединяющий интересы всех социальных групп, входящих в кластерный модуль развития сообщества. Например, проект создания «Центра проектного и сетевого образования». Подробнее о «Центре проектного и сетевого образования» и его задачах поговорим в следующей публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий