вторник, 11 апреля 2017 г.

Шаг 3 – первый уровень развития

   В предыдущей публикации мы сделали вывод о том, что потенциал развития территориального или социального сообщества зависит от типа элементарной сети его развития и качества человеческого капитала участников этой сети. Напомним, развитие – это переход из одного состояния в другое, более лучшее. Одной из важнейших составляющих развития сообщества является его экономическое развитие. Как всегда, экономическое развитие может пойти двумя путями: экстенсивным и интенсивным.

   Ранее, мы уже оценили финансовый потенциал инициативной тройки - это всего 300 гривен, а сети типа 1, объединяющей 3 тройки – это 700 гривен. В тоже время, для решения проблемы, которая является стартером самоорганизации ячеек развития, требуется сумма значительно больше. В нашем примере, 100000 гривен.
   Первый уровень развития – это процесс, связанный с переходом от неорганизованного подъезда многоквартирного дома к самоорганизации инициативной тройки, а от инициативной тройки к элементарной сети развития типа 1, которая изображена на рисунке. Если идти по экстенсивному пути экономического развития сообщества, в лучшем случае, нам придётся потратить много лет на его развитие, создавая всё новые ячейки, увеличивая численность партнёров по совместному развитию до 900 человек, а также ещё шесть лет, чтобы затраты на установку ИТП окупились. Это не реально. Другое дело интенсивный путь развития. В этом случае можно ограничиться сетью развития типа 1, которая состоит из 7 участников, а может быть достаточно и одной ячейки из 3 человек.
   Собственный финансовый потенциал сети типа 1 или одной ячейки развития очень мал, а превратить его в капитал практически невозможно. Мы можем опираться только на человеческий капитал, которым обладает инициативная тройка и элементарная сеть развития. Напомним, человеческий капитал сети развития – это совокупные знания, опыт работы, интеллект, навыки участников совместной деятельности.
   Если сеть развития обладает человеческим капиталом, который позволяет создать проектную группу, разработать проект развития и привлечь финансирование, необходимое для его реализации, то проблема может быть решена на 1 уровне развития.
   Источниками финансирования некоммерческих проектов развития являются гранты (безвозмездная финансовая помощь), а коммерческих проектов – кредиты. Гранты предоставляются на конкурсах, в рамках региональных, государственных и международных программ, а кредиты на условиях соответствующих договоров и кредитных программ.
   В нашем случае, некоммерческий или коммерческий проект реконструкции систем теплоснабжения многоквартирного дома, предусматривающий установку ИТП, может быть профинансирован в рамках экологических программ, связанных с внедрением энергосбережения в жилищной сфере.
   Если проектную группу создать не удаётся, то параллельно с созданием новых инициативных троек и объединением их в сети развития более высокого уровня, необходимо обеспечить обмен опытом, повышение квалификации, переподготовку участников совместной деятельности, осуществляемую в составе инициативных троек и их объединений – сетей развития разных уровней.
   Универсальная инновационная технология обучения взрослых и детей, обеспечивающая соединение академических знаний и навыков их практического применения – это проектный метод обучения. Ещё один вариант повышения квалификации партнёров, объединившихся для развития своих сообществ – это сетевое образование, использующее ресурсы нескольких организаций. Например, общественной организации, ВУЗа, ресурсного центра и т.п.
   В предыдущих публикациях, мы уже отмечали, что ячейки сети развития создаются в организационной структуре общественной организации «Клуб гражданских инициатив», через которую можно наладить сотрудничество с ресурсными центрами, учреждениями образования и другими организациями, имеющими опыт оформления заявок грант. Учитывая, что грант легче получить организации, которая уже имела успешные проекты, «Клуб гражданских инициатив» выбран не случайно. Он имеет опыт работы с грантами (проект № 44578 «Реалии инклюзивного образования в Украине») и каждая ячейка сети развития может использовать этот опыт. Кроме того, Клуб является разработчиком «Программы кластерного развития территориальных единиц и социальных групп», обобщающей опыт его работы по созданию и поддержке деятельности инициативных групп, связанной с развитием территориальных и социальных сообществ разных уровней.
   В 21 веке рынок труда очень динамичен. Утверждение о том, что «есть проект – есть работа, нет проекта – нет работы», становится всё актуальнее. Чтобы профессионально заниматься разработкой и реализацией проектов развития, проектной группе всегда надо иметь в разработке одновременно не менее трёх проектов: один на начальной стадии, один в стадии реализации, который имеет источники финансирования и штатных работников, а также один в стадии завершения. В сети типа 1, каждая ячейка может выбрать для продвижения свой проект, отвечающий разным стратегиям развития своего территориального сообщества. Инженеры могут объединиться для продвижения проектов в сфере энергосбережения, учителя, преподаватели ВУЗов, студенты и школьники старших классов – для поддержки непрерывного проектного и сетевого образования, а избиратели - для развития местного самоуправления.
   Одновременное использование разных стратегий развития значительно ускорит решение актуальных проблем сообщества.
   Вернёмся к системе коммуникаций, без которых сети развития и их ячейки просто умрут. Система коммуникаций состоит из двух подсистем: коммуникационной (система средств коммуникации) и коммуникативной (система действий коммуникантов). По определению, коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на цели сообщества и методы достижения этих целей. При этом, коммуникация сама по себе не видна. Видно лишь действие. Коммуникация наблюдается как действие.
   На рисунке сети типа 1 изображено лишь мгновение, зафиксированное в какой-то момент её существования. Линии связи между узлами этой сети не являются постоянными. Они возникают лишь в момент передачи информации от генератора этой информации и приёма её получателем. Далее роли меняются, получатель становится генератором, а генератор – получателем ответной порции информации, необходимой для согласования позиций и совместного плана действий. Информация по вопросам, связанным с изучением и решением определённой проблемы циркулирует между узлами ячейки развития до тех пор, пока ячейка не решит проблему. Если это не произойдёт, то циркуляции информации распространяется на всю сеть.
   Надо учесть, что коммуникация – это не монолог, а диалог. А для диалога нужны партнёры, имеющие общие проблемы и общие темы для обсуждения. В проектах развития сообществ разных уровней, социальные сети могут использоваться как коммуникационные посредники, позволяющие найти партнёров, которые способны объединиться в ячейки и сети развития своих сообществ. Такие посредники имеются и в рамках «Программы кластерного развития территориальных единиц и социальных групп
». Один из них – группа ВК «Информационные сообщества». Присоединяйтесь, обсудим ваши проблемы и поможем найти партнёров для их решения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий