воскресенье, 9 октября 2016 г.

Донбасс - яблоко раздора или окно возможностей?

    За два года с начала конфликта на востоке Украины половина жителей Донбасса стали беженцами или внутренними переселенцами. По данным международных организаций, в Донбассе на неконтролируемых Украиной территориях проживает 2,7 миллиона человек. Такое же количество покинули свои дома в период с 2014 по 2016 год, они переехали либо в другие регионы Украины, либо в Россию.
    Переселенцы потеряли все, что имели на малой родине. Из их рассказов видно, что став заложниками войны, мирные люди не видят, в ближайшем будущем, никаких перспектив ни для себя, ни для своих детей.
    Например, 49-летняя Зоя Подгорная, которая летом 2014 года выехала из Донецка в Россию и сейчас живет в Санкт-Петербурге. «Не вижу будущего. Сегодня, я очень зациклена на своих проблемах. Это мешает восприятию происходящего. Работаю на двух работах, с одним выходным в неделю, но одну работу скоро потеряю, а за счет того, что остается, могу только оплатить съемную комнату», - рассказывает она. «Спокойствие наступит очень не скоро. Обе стороны преследуют свои цели. Как бедному простому человеку прожить в том хаосе - вот вопрос. Будь они сто раз прокляты, все, кто затеял эту бойню», - добавляет женщина.
    Татьяна Колесникова, беженка из города Снежное, Донецкой области, покинула свою малую Родину 10 июня 2014 года. Сразу по приезду в Николаев она арендовала квартиру, однако деньги стали быстро заканчиваться – по таким случаям переселенцы обращаются в Государственную службу по чрезвычайным ситуациям, чтобы спасатели перевезли людей вместе с их вещами в учреждения, выделенные бесплатно для беженцев с Донбасса. Так Татьяна с детьми оказалась в санатории «Знания» на окраине Николаева, где живет до сих пор.
    Чтобы найти работу, женщина направилась в Центр занятости, где ей предложили трудиться в Николаевском зоопарке. Несмотря на скромный оклад в 1200 гривен, Татьяна сразу же согласилась, так как понимала, что ждать чего-то лучшего некогда – деньги нужны сегодня хоть какие-то.
    Самой главной своей проблемой, на сегодняшний день, Татьяна считает проблему с жильем. Несмотря на то, что ей удалось бесплатно «пересидеть» в санатории, здесь перед Новым годом со всех переселенцев, которых там более 10-ти семей, директор учреждения стала требовать плату за проживание.
    «Плату она хочет очень высокую, непосильную для меня – по 30 гривен с каждого человека в день, а нас трое – я, дочь и маленький сын, то есть это выходит 2 тысячи 700 гривен в месяц. Это в два раза больше, чем моя нынешняя зарплата», – рассказывает Татьяна.
    По словам Татьяны, ей сегодня все равно, какая власть будет на Донбассе – Украина, Россия, или это будет самостоятельная республика. Так думает, по ее мнению, большинство местных жителей – главное, чтобы был мир.
    Жительница Славянска Маргарита Богайчук сейчас с ужасом вспоминает, как бежала из Украины с двумя маленькими дочками на руках. Как и многие другие, в России Маргарита остановилась у родственников, в небольшом городке Кстово в Нижегородской области. Всего за прошлый год в этот регион прибыло 27 тысяч украинских переселенцев.
    «Мы не уехали из Славянска, мы бежали. Украинские войска дали нам несколько часов, чтобы покинуть город на автобусе для беженцев.
    В России женщина столкнулась с новыми проблемами - бюрократическими. Маленькая дочка заболела, ей потребовалось серьезное лечение, а чтобы получить его, необходимо оформить страховой полис. Сделать необходимые документы оказалось непросто. В страховой компании Маргарите говорили: «Вы никто, мы вам полис не оформим». А «никем» женщина была, потому что не могла добиться статуса беженца – в ФМС велели приходить только тогда, когда муж приедет, что на тот момент было невозможно.
    Владиславу из Углегорска, расположенного в 50 километрах от Донецка, 36 лет. Во время сильных боев между украинской армией и пророссийскими сепаратистами летом 2014 года, он вместе со своей семьей уехал в Бердянск. Но когда они вернулись обратно в августе, когда Углегорск был освобожден украинской армией, жизнь в их родном городе сильно изменилась: нет, ни газа, ни воды, ни электричества, а вокруг города все еще происходят бои.
    Владислав воспоминает, как три дня им приходилось готовить еду на костре во дворе дома. А после того, как они стали пить воду из близлежащего колодца, их 2-летний ребенок заболел. Что им оставалось делать в городе без каких-либо условий для проживания, а самое главное, без лекарств и медицинской помощи? Поэтому с помощью украинской армии они добрались до детской больницы в Артемовске, а потом и вовсе бежали на Запад, во Львов.
    Владислав качает головой: «Это просто невероятно, что вы не можете получить такие элементарные вещи в Европе в 21-м веке, как надлежащая медицинская помощь для вашего малыша».
    Обосновалась семья Владислава пол Львовом, в городке Винники, где находится лагерь для переселенцев, обустроенный протестантским пастором. Священник Владимир Бурда говорит, что изначально он планировал создать детский дом при церкви, но война внесла коррективы в его планы. «Прямо сейчас у нас здесь живут и питаются 100 человек. Это стоит нам около 700 евро в неделю. Я не знаю, как долго мы сможем финансировать лагерь. Тем более, что меценатов сегодня становится все меньше и меньше, как и щедрости обычных людей».
    Столкнувшись с большими проблемами, которые преследуют мирных жителей Донбасса, переселенцев и членов их семей, независимо от места их проживания, люди всё чаще задают себе вопрос: «За что это нам?»
    Может быть, ответ на этот вопрос содержится в известной молитве: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого». За годы независимости мы– избиратели, так и не научились реальной демократии. Мы, не научились избирать и контролировать власть, способную защитить наши интересы. Нынешняя ситуация – это результат наших ошибок, нашего патернализма, сопряжённого с отсутствием общественного контроля власти. Власти, которая обслуживает интересы олигархов, коррупционеров и крупного капитала, игнорируя интересы простого народа.
    Основная цель данной публикации – обратить внимание мирных граждан, на собственный потенциал, который может подтолкнуть сценарий выхода из Донбасского тупика в нужную сторону. Каждый из нас, может внести свой вклад в мир на Донбассе, если научится налаживать партнёрские отношения друг с другом, а также со всеми здоровыми силами нашего общества и международными организациями, заинтересованными в возрождении Донбасса.
    Партнёрство – это взаимовыгодное сотрудничество на основе баланса интересов. В контексте данной публикации, вынужденные переселенцы - врачи, студенты, преподаватели ВУЗов, учителя, пенсионеры, рассматриваются не как просители благотворительной помощи, а как партнёры.
    Например, переселенцы могут  поддержать на выборах кандидатов в депутаты разных уровней, в обмен на поддержку этими кандидатами инициатив переселенцев. При этом, нам - избирателям, надо учиться контролировать исполнение предвыборных обещаний депутатов, используя разные рычаги влияния на органы власти.
    Если сравнить проблемы физических лиц переселенцев и проблемы организаций, переведенных из Донбасса на подконтрольные Украине территории, то эти проблемы во многом сходны. По существу, упомянутые организации - это «организации переселенцы». И те, и другие потеряли своё имущество, без которого очень трудно выживать на новом месте. «Организации переселенцы» - ВУЗы, предприятия, органы местного самоуправления, медицинские учреждения, не меньше граждан заинтересованы в мирном урегулировании конфликта и возрождении Донбасса.
    Партнёрские отношения граждан-переселенцев и «организаций-переселенцев» обеспечат более качественную разработку и поддержку проектов развития Донбасса: научно-методическую, информационную, финансовую, кадровую, организационную и т.п.
    Международные организации: ООН, ОБСЕ и другие, также заинтересованы в мирном урегулировании конфликта и возрождении Донбасса. Международное сообщество пугает зона нестабильности в центре Европы и угроза большой войны, в случае эскалации конфликта.
    Проблема налаживания партнёрства по возрождению Донбасса заключается в том, что в Донбассе нет легитимной власти, органов местного самоуправления, признаваемых всеми сторонами конфликта и международным сообществом. Камень преткновения, в процессе создания легитимной власти в зоне конфликта - это местные выборы в Донбассе, о которых договорились в Минске, но понимают по-разному.
    В тоже время, низовые органы местного самоуправления – комитеты самоуправления, действующие в пределах отдельных территориальных единиц, можно создавать под эгидой ОБСЕ или ООН и без выборов. По сути, комитеты самоуправления – это объединения избирателей, которые могут иметь статус общественной организации или органа самоорганизации населения (ОСН в Украине, ТОС в России). Для легализации ОСН или ТОС необходима поддержка этой инициативы большинством избирателей, проживающих в пределах территориальной единицы: многоквартирного дома, улицы, избирательного участка (несколько улиц или многоквартирных домов), микрорайона.
    Что же мешает нам – местному населению и переселенцам активно включиться в процессы создания и развития комитетов самоуправления разных уровней?
    Ведь, польза от их создания очевидна: через эти комитеты, созданные под эгидой международных организаций, мы можем включиться в процессы мирного урегулирования и возрождения Донбасса хоть сейчас, путём разработки и реализации соответствующих проектов, поддержанных нашими партнёрами и международным сообществом.
    Ответ на вопрос, поставленный выше, известен – это патерналистские настроения, которые господствуют в Донбассе.
    В одном из исследований общественного мнения жителей Донецкой области установлено, что более трети жителей Донбасса (37%) придерживаются взглядов радикально государственнического патернализма, полагая, что государство несет полную ответственность за благосостояние своих граждан. Еще 45% высказывают умеренные взгляды на роль государства, которое, по их мнению, должно обеспечивать социальные гарантии нетрудоспособным гражданам и необходимые условия для самореализации трудоспособным. Доля тех, кто придерживается активной и ответственной жизненной позиции, признавая, что каждый человек сам несет ответственность за собственное благополучие и за благополучие своей семьи, крайне мала - меньше 14%. О низком уровне социальной зрелости свидетельствуют также оценки жителями области своей способности управлять собственной судьбой.
    Бесполезно упрекать жителей Донбасса в социальной незрелости или пытаться переделать их в одночасье. Как известно, бытиё определяет сознание. Невозможно отрицать тот факт, что Донбасс напичкан опасными производствами: шахты, коксохимические заводы, металлургические заводы и т.п. На этих производствах люди вынуждены подчиняться жёстким требованиям технологических процессов и своим руководителям, отвечающим за безопасность труда. Работники превращаются в маленькие винтики производственной машины и ничего самостоятельно не решают. Невольно производственные отношения переносятся на остальную жизнь. Вот и имеем, то, что имеем. В итоге, к потенциальным партнёрам по возрождению Донбасса мы можем причислить только 10-14 % социально активного населения, готового взять на себя ответственность за своё будущее.
    Именно к этой прослойке мирных жителей, которым не безразлична судьба Донбасса обратимся с вопросом: «что мы можем изменить в сложившейся ситуации?».
   Не будем говорить об упущенных возможностях, когда за годы независимости, Украина растеряла свой потенциал: и экономический, и военный. Не будем говорить о власти, погрязшей в коррупции, разворовавшей и продолжающей разворовывать Украину. Будем искать возможности для улучшения своего будущего и будущего наших детей, с учётом сегодняшних реалий.
    Вернёмся к вопросу: что мы сможем изменить? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: мы можем выработать общую цель и действовать сообща для её достижения. Мы не можем написать, а главное реализовать, собственный сценарий развития ситуации в Донбассе. Если бы это было возможно, то в Донбассе на смену войне, давно бы пришёл мир. Но мы можем подтолкнуть противоборствующие стороны к реализации того сценария, который получит наибольшую поддержку мирного населения, всё-таки нас, заложников военного конфликта, более 5 миллионов. Каждый из нас, и переселенцы, и мирные жители, оставшиеся в зоне конфликта, независимо от того, по какую сторону баррикад они оказались, мечтает о восстановлении мирной жизни в Донбассе и его экономическом процветании. Если для претворения этой мечты в жизнь реально можно опереться только на 10 % социально активного мирного населения, то всё равно, это достаточный потенциал, хотя бы, для точечного решения проблем Донбасса. Например, в рамках «Программы кластерного развития территориальных единиц и социальных групп». В рамках этой программы, точками развития являются территориальные единицы разных уровней, управляемые соответствующими комитетами самоуправления. О сотрудничестве по созданию комитетов самоуправления поговорим позже. Сейчас, пришло время рассмотреть возможные сценарии развития ситуации в Донбассе.
    По мнению экспертов, возможны несколько сценариев развития ситуации в Донбассе. У каждой из сторон конфликта есть свои интересы и свой потенциал для их реализации. Но, ни одна из сторон не может добиться своего в полной мере. В этой тупиковой ситуации, если мы – мирные жители Донбасса, сумеем договориться и действовать сообща, то нам выпадает шанс стать той каплей, которая поможет Донбассу, превратиться из «яблока раздора» в мост между Востоком и Западом. Такой вариант развития ситуации в Донбассе описан в одном из сценариев, предложенных экспертами.
    Чтобы лучше понимать, как нам действовать в обозримом будущем, рассмотрим возможные сценарии развития событий, опубликованные в СМИ, как украинскими, так и российскими экспертами.
    Free Voice Information Analysis Center, создан по инициативе студентов, аспирантов и преподавателей факультета международных отношений, Львовского национального университета имени Ивана Франко. В этом центре рассматривают пять сценариев возможного развития ситуации в Донбассе (часть 1 и часть 2).
1. Конфликт разной интенсивности «заморозки» (по аналогии с Приднестровьем, Абхазией, Боснией и Герцеговиной, Косово, Нагорным Карабахом, Чечнёй).
2. Соблюдение соглашений в формате Минск-1 и Минск-2.
3. Полномасштабное вторжение, фронтальная атака России.
4. Отступление России, победа Украины.
5. На грани фантастики «Великий Донбасс».
    Третий и четвёртый сценарии, маловероятны, более реальны первый и второй сценарии, считают эксперты. При этом, наиболее вероятный сценарий № 1– заморозка конфликта.
    Если всё пойдёт так, как предполагают эксперты, то вместе с конфликтом заморозятся на долгие годы и проблемы мирных жителей Донбасса.
    Отдельно стоит поговорить о пятом сценарии. Его реализация наименее вероятна. Этот сценарий предполагает мирные условия развития. Донбасс может стать мощным промышленным регионом в процессе целеустремлённой государственной политики по восстановлению территорий, промышленного потенциала, возвращения беженцев и притока рабочей силы. Для этого необходима реализация национального или международного проекта с привлечением серьёзного финансирования. Условием для такого сценария является общая заинтересованность Украины, ЕС, РФ в таком проекте и инвестициях в Донбасс. При этом, необходима смена местных элит, которые должны состоять из профессиональных менеджеров и технократов.
    На сайте Российского совета по международным делам, опубликована статья украинского эксперта Антона Найчука, в которой рассматриваются три сценария развития конфликта в Донбассе: активизация переговорного процесса, возобновление активной фазы конфликта, внешняя инспирация смены политической власти на Украине.
    В статье «Пять сценариев для украино-российских отношений», украинский эксперт Владимир Горбулин, рассматривает следующие сценарии.
    Первый радикальный сценарий (сценарий "тотальной войны"), Он возможен при условии принятия российским руководством решения о начале открытой вооруженной агрессии с целью получения сухопутного коридора в Крым или беспрепятственного доступа к своему военному контингенту в Приднестровье. В этом случае, Украина лишится выбора возможностей урегулирования конфликта в Донбассе и будет вынуждена защищать свою независимость, используя все имеющиеся в наличии ресурсы.
    Развитие событий по такому сценарию, будет означать для Украины, полную милитаризацию общества, ориентацию на бескомпромиссное уничтожение врага; нанесение ударов по объектам критической инфраструктуры противника; активную партизанскую и диверсионную деятельность и т.п.
    Этот сценарий - наименее вероятный. Желание воевать в целом отсутствует у народа, как в Украине, так и в России - никто не хочет терять преимущества мирной современной жизни ради прихотей горстки политических авантюристов.
    Второй радикальный сценарий (сценарий "отсечения" или "стены"). Этот сценарий предусматривает окончательный отказ Украины от оккупированных территорий и полный разрыв с ними. Дальнейшая историческая судьба этих территорий будет интересовать Украину только с точки зрения обеспечения ее собственной безопасности, а именно — мощности оборонительных сооружений и достаточной степени изоляции этих земель.
    Третий радикальный сценарий (сценарий "сателлитности"). Данный сценарий предусматривает поиск способов сепаратного мира с Россией на выгодных для нее условиях, пренебрежение интересами западных партнеров, признание автономии Донбасса, отказ от возвращения Крыма.
    Четвертый сценарий (сценарий "замораживания"). Он заключается в "замораживании" конфликта по образцу Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии.
    Пятый сценарий (сценарий "ни войны, ни мира" или "ограниченной войны и перманентных переговоров"). Такой сценарий предусматривает ограниченную и сдерживающую войну против России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно больше потерь; постоянный переговорный процесс, однако, без окончательного фиксирования результатов в виде различных договоренностей и форматов; наращивание военного (прежде всего военно-технологического) потенциала и т.п.
    В докладе Центра политической конъюнктуры (Москва, февраль 2016 г.) подчёркивается, что в текущей ситуации рассматривать сценарии развития конфликта возможно лишь в календарной перспективе до конца 2016 года. Для более длительного периода прогнозирования, выходящего за пределы 2016 года, возникает и усиливается значение непредсказуемых новых факторов (например, позиция новой администрации США, влияние выборов президента Франции, острота дискуссии в ЕС и т.д.). При таких рамках, возможны четыре сценария развития минского процесса. Успешная реинтеграция Донбасса (вероятность реализации менее 5 %), затормаживание процесса переговоров и перевод его в режим среднесрочного урегулирования 3-5 лет (вероятен до 30%,), замораживание ситуации на долгие годы (вероятен до 50%), возобновление боевых действий с непрогнозируемым сроком возврата к процессу политического урегулирования (возможен с вероятностью до 15%).
    По итогам прошедшего 2015 года российские эксперты делают следующие выводы о развитии ситуации до конца 2016 года:
1. Противоречия между сторонами конфликта продолжают усиливаться и наиболее вероятно сохранение этой негативной тенденции.
2. Динамика переговоров в Минске на базе Контактной группы (как и реализации уже достигнутых договоренностей), продемонстрированная за весь 2015 год и особенно в январе–начале февраля 2016 года, не позволяет рассматривать заявленные сроки завершения процесса урегулирования (до конца текущего года) как возможные.
3. Значительно выросла вероятность выбора между реалистичным (3-5 лет) и пессимистичным (долгие годы «заморозки», возможно, навсегда) сценариями, причем в пользу пессимистичного.
    Из всех приведенных экспертами сценариев, мирным жителям Донбасса ближе всего сценарий, связанный с реализацией международного проекта по развитию Донбасса на основе учёта интересов всех сторон конфликта. Это возможно только в одном случае: если Донбасс станет мостом между Востоком и Западом, а не очередной буферной зоной.
   Выбирая сценарий развития Донбасса, как моста между Востоком и Западом, надо понимать, что простых и быстрых решений в этом направлении нет. Но надежда реализовать этот сценарий в перспективе, всё же, есть. Одним из условий реализации, интересующего нас сценария является смена местных элит, на профессиональных менеджеров и технократов, которые способны наладить диалог со всеми сторонами конфликта и международными организациями.
    Процесс смены местных элит можно осуществить, поддержав идею создания, под эгидой ООН или ОБСЕ, сети комитетов самоуправления, о которых мы говорили выше. В Украине и Донбассе их можно легализовать как ОСН, а в России и Крыму – как ТОС.
     Опираясь на комитеты самоуправления, при тесном сотрудничестве с международными организациями, можно разрабатывать и реализовывать местные проекты развития территориальных единиц, а также проекты их демилитаризации и вывода под международное управление. с использованием комитетов самоуправления. Таким образом, можно создавать демилитаризованные точки и зоны мирного развития Донбасса, под контролем международных организаций. Расширяя демилитаризованные зоны, налаживая горизонтальные контакты с комитетами самоуправления в Украине и России, а также с органами местного самоуправления в Европе, можно сделать процесс трансформации Донбасса в мост между Востоком и Западом необратимым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий